Как подготовить ребёнка к школе, если он не посещает детский сад?

Не многие современные мамы могут позволить себе сидеть дома с ребёнком до школы, не пользуясь услугами детского сада. Счастливые мамы, которые имеют возможность заниматься своим чадом дома, самостоятельно могут подготовить его к учёбе в школе.
Физическое развитие ребёнка, как помочь?
Естественно, ребёнок развивается по законам природы, однако нужно немного помочь малышу . В детском саду есть занятия по физическому воспитанию, но это совсем не означает, что мама должна покупать методические материалы и следовать нормативам и планам дошкольного учреждения. В интересных играх можно ненавязчиво добиться необходимых результатов.
Играя с ребёнком дома и на улице, можно способствовать правильному развитию крупной и мелкой мускулатуры, развивать органы чувств и приучать малыша действовать по алгоритму.
Догонялки, салочки, игры с мячом и скакалкой отлично помогут в развитии крупных мышц ног и рук. На природе можно играть всей семьёй в весёлые эстафеты, бабушки и дедушки с удовольствием присоединятся к увлекательным развлечениям.
• Усвоить название частей тела и выучить простые упражнения можно, делая с ребёнком зарядку, начиная упражнения для разных частей тела сверху вниз (начать с поворотов головы, потом руки и плечи, наклоны и повороты, приседания, махи ногами и выпады, прыжки и бег на месте, закончить ходьбой с восстановлением дыхания). Постепенно можно увеличивать число упражнений и их сложность. Можно меняться ролями с малышом, иногда он может показывать упражнения, а мама будет повторять за ним.
• Отлично развивают чувство ритма и такта танцы под музыку, дети любят танцевать и будут повторять простые движения с удовольствием. Важно обратить внимание на ритм, двигаться нужно в такт музыке, а не хаотично.
• Для развития координации можно придумать игры с перескакиванием по кочкам, классики, «ходьба по ниточке» (когда малыш, балансируя, пытается пройти по узкой линии или бордюру).
• Для развития тактильных ощущений предлагайте ребёнку ладошкой и пальчиком трогать различные поверхности, выражая словесно свои ощущения. Потом можно играть в «волшебный мешочек»: в непрозрачный мешок кладётся несколько игрушек разных по размеру и материалу, ребёнок закрывает глаза, достаёт игрушку и пытается на ощупь угадать, что он держит в руках.
Как помочь социальному развитию малыша?
Ребёнку приходиться жить в обществе, меняя разные коллективы в течении своей жизни. Даже если малыш не ходит в детский сад, это не означает, что нормы поведения прививать не нужно.
Чему следует обучить малыша в игровой форме:
Столовый этикет необходимо прививать как только малыш начал кушать сам, постепенно осваивая использование столовых приборов и их назначение. Держать вилку и ложку аккуратно кушать к школе должен уметь каждый. Правила приёма еды тоже оговариваются.
Обязательное мытье рук перед едой нужно привить на уровне рефлекса.
Если ребёнок испачкался, нужно использовать салфетку, а не рукава и подол одежды.
• Навыки общения очень важны для формирования правильных отношений с другими взрослыми и сверстниками. Общие правила, как нужно здороваться и прощаться, благодарить или просить помогут малышку правильно использовать словесные штампы в зависимости от цели обращения. Вежливые слова ,а так же «нехорошие слова» тоже обговариваются. На своём примере мама может показать как общаться в магазине, поликлинике и других местах. На детской площадке малыш учится общаться со сверстниками, если он совершает ошибки, не нужно его ругать и наказывать. В беседе нужно объяснять ,почему так поступать не следует.
• Социальные нормы поведения можно объяснить через ролевые игры с и познавательные мультики или сказки, таких сейчас много. После просмотра или чтения обязательно нужно обсудить поступки героев. Правила поведения в разных местах и правила безопасности так же очень важны.
Психологические аспекты развития, что нужно знать.
О том, что ребёнок созрел к школе психологически, помогут понять некоторые признаки.
•
- Формирование мотивации к познанию нового и усидчивости. В школе ребёнку придётся концентрировать внимание долгое время. Урок в 45 минут будет невыносимой ношей, если малыш не имеет усидчивости. Развивать это можно так же в виде игры в школу, при выполнении творческих работ, совместном чтении.
В 5-6 лет можно начать проводить коротенькие занятия по тематике: мир вокруг нас, арифметика, письмо, рисование, лепка, аппликация. Сделать мини школу, где уроки будут длиться 10-20 минут с перерывами и изменением видов работы. Можно завести игрушечный дневник, составить с ребёнком расписание. Это поможет ему понять, как ему придётся жить в школе.
• У ребёнка должно быть понимание, что знания ему помогут в дальнейшем стать тем, кем он хочет.
• Учёба – важная и ответственная работа. На собственном примере ребёнку нужно объяснить, что у человека всегда есть важные и ответственные занятия, у взрослых это работа по профессии, а у школьника – учёба.
С какими достижениями ребёнок шагает в первый класс?
К школе у ребёнка должны быть сформированы необходимые навыки, которые помогут ему в дальнейшем быть успешным и легко адаптироваться в школьный коллектив.
1.
Общее развитие.
Ребёнок должен знать своё полное имя, день рождения, имена родителей и близких родственников, кем работают мама и папа, называть свой адрес.
Что касается общих представлений об окружающем, малыш должен различать времена года и их признаки, знать дни недели и их последовательность.
Тематические группы предметов тоже важны: знание овощей и фруктов, животных и растений, название одежды, мебели, посуды и прочее.
2.
Общие начальные математические представления.
Ребёнок должен уметь считать от 1 до 10 прямо и обратно, знать последовательность чисел. Учить писать цифры не обязательно, но если он будет знать их, это плюс.
Различать основные геометрические фигуры ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал). Уметь делить предметы на группы или объединять по разным признакам: цвет, форма, размер, назначение и прочее. Учить с ребёнком сложение и вычитание не нужно, так как не все мамы смогут правильно объяснить суть математического действия и назвать правильно его компоненты.
Можно остановиться на простых устных задачках, типа: «У тебя в кармане 1 конфетка, папа дал ещё 2, сколько стало?» Всегда наглядно подкрепляйте текст задачи и решение!
3.
Развитие навыков чтения и письма.
Не стоит заставлять ребёнка читать. С чего стоит начать работу , так это над развитие речи: правильность произношения и обогащение словаря. Если у малыша есть явные проблемы со звукопроизношением, стоит обратиться к логопеду в городской поликлинике. Не всегда мама сможет правильно поставить ребёнку звуки, так как порой причиной проблемы могут быть особенности развития речевого аппарата- короткая уздечка и другие.
Работать над обогащением словаря можно чтением сказок, беседами, просмотрами мультиков и детских фильмов, обращать внимание на правильное употребление новых слов в речи. Важно учить небольшие стихотворения, пересказывать, сочинять небольшие сказки и истории, обращая внимание на конструкцию предложений и употребление слов в правильном падеже, роде и числе.
Учиться сразу писать буквы категорически запрещено. Формирование мелкой моторики руки у детей происходит медленнее, чем крупной мускулатуры.
Следует начать развитие моторики с лепки, рисования, аппликаций.
После перейти к рисованию восковыми мелками, фломастерами и мягкими карандашами на альбомных листах, заниматься обведением по пунктиру, штриховкой и закрашиванием объектов.
После можно перейти к специальным прописям для дошкольников, где изучаются простые элементы: вертикальная, горизонтальная и наклонная линия, полукруг, петля и пр. Обведение по пунктиру, штриховка и ориентирование на листе бумаги очень важно.
4.
Развитие творческих способностей
. Изначально при выполнении творческих работ образцы показывает мама. Ребёнок пробует их повторить, постепенно сам может добавлять собственные элементы.
Хорошо бы обучить рисованию красками, карандашами и фломастерами, делать аппликации из цветной бумаги, лепить фигурки из пластилина. Отлично помогает развитию фантазии работа с природным материалом
Естественно, что работа по подготовке ребёнка к обучению в школе начинается постепенно с усложнением по мере роста и развития.
Малыш не должен чувствовать давления, он должен учиться с удовольствием в виде игры. Заставляя и наказывая за ошибки, можно заведомо сформировать негативное отношение к учёбе.
Если малыш к 1 классу не будет читать или считать до 100, то этого и не нужно, всему этому его научат в школе. По законодательству по достижению определённого возраста ребёнка обязаны принять в начальную школу.
Если где-то используются тесты, по которым определяется решение о принятии в 1 класс, то следует знать, что тестировать могут, но на основании этого не брать, не имеют право.
Результаты теста помогут выявить, какие проблемы есть у малыша, дать консультацию по их коррекции, направить к логопеду, дать рекомендации для занятий дома. В редких случаях родителям советую отдать ребёнка в 1 класс через год, обычно это касается шестилеток.
Успехов в подготовке к школе!